вторник, 27 ноября 2012 г.

История возникновения вязания-как рукоделия

Указать точную дату появления такого вида рукоделия, как вязание, невозможно, даже имея целый арсенал современных методов определения возраста найденных исторических ценностей. Причина проста: сохранилось слишком мало образцов вязаных изделий древности. Поэтому ученым остается только строить догадки, опираясь, в основном, на изображения предполагамых вязаных вещей. Не всегда с точностью удается определить, является изображенная вещь связанной в том смысле, в котором мы понимаем это сейчас, или же использовался другой вид рукоделия. С другой стороны, вполне логично считать, что начиналось все не со спиц и крючка в их современном виде. Что было в начале: вязание узелков, вязание иглой или другой какой-то способ сплетения нитей? Этого мы никогда не узнаем. Однако понятно, что изначально сам процесс вязания был вынужденной мерой, необходимостью как-то обустроить свой быт, утеплить жилище, одеться, прокормить семью, в конце концов, - это относится к сетям для ловли рыбы, которые и считаются первым вязаным полотном. Причем вязать сети начали мужчины, затем они же продолжили развивать свое мастерство. Женщины освоили вязание позднее. Были времена, когда обязанности делились: женщина прядет шерсть, а мужчина из нее вяжет. Были и такие, когда женщинам запрещалось вязать, причем запрет был оформлен документально... Но, обо всем по порядку. Информацию решила представить в виде блоков по "возрасту" находок, упоминаемых на просторах интернета.



XIX в. до н.э. К данному времени относятся несколько археологических находок. В одной из египетских пирамид найдено изображение женщины, надевающей носки. В гробнице Аменемхта в Бени-Хасане настенный рисунок изображает семитов. Четыре женские фигуры среди них одеты в подобие вязаных жакетов. В развалинах дворца Сенахериба в Ниневии был найден рельеф воина в носках, удивительно напоминающих современные. Есть упоминания о детской вязаной туфельке, найденной в одной из египетских гробниц и относящейся тому же периоду.
Подобные находки могут свидетельствовать о том, что вязание уже в те времена было достаточно развитым. А значит истоки его уходят в еще более древние эпохи.

XII в. до н.э. На древнегреческих вазах времен Троянской войны встречаются изображения пленной тройской знати в узких, облегающих штанах, напоминающих вязаные трико из торжественного убора венецианских дожей эпохи на 2500 лет позже.

79 г. н.э. В застывшей лаве Помпеи был обнаружен отпечаток вязаного чулка.

III в. н.э. К данному периоду относятся древнейшие находки вязаных изделий Нового Света (Перу). К эпохе перуанской культуры Прато-Наска относится редкий экземпляр декоративного вязаного пояса с мотивом колибри. Сложность рисунка, тонкость деталей и расцветки свидетельствует о высочайшей технике вязания. Оригинал хранится в Текстильной галерее Института Искусств в Детройте.

III - IV в. н.э. В усыпальнице одной из египетских пирамид сохранились детские вязаные чулки. Причем эти чулки связаны с учетом формы обуви - большой палец отделен от остальных пальцев, как при вязании варежек, между ними проходил ремешок сандалии. Уже одно это говорит о высокой степени мастерства, которым владели вязальщики в те далекие времена. Находки находятся в Музее императора Фридриха в Берлине и в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. В музеях Детройта и Баделя можно увидеть образцы древнеегипетского вязания из хлопчатобумажных нитей с древнеарабскими текстами. Приблизительно к этому же периоду относятся, по мнению Э. Фровайна, вязальные спицы, обнаруженные в германский гробницах.

IV - V вв. н.э. К данному периоду относятся древнейшие сохранившиеся экземпляры ручного вязания Старого Света и Востока. Найденные образцы свидетельствуют о высокоразвитой технике вязания, составления узоров и подборе цвета. 
IX в. н.э. Вязание проникает и активно развивается в Европе. Полагают, что в Европу вязание проникло через коптов - египетских христиан. В миссионерские поездки они брали с собой вязаные вещи, которые привлекали всеобщее внимание.

IX - XI вв. н.э. Искуссные вязальщицы украшали изделия не только абстрактными узорами, но и письменами.

В эпоху викингов практиковалось вязание деревянной или костяной иглой - более трудоемкий вид создания трикотажного полотна, чем крючком или спицами. Полотно, связанное иглой, невозможно распустить, потянув за кончик нити. Археологически находки фрагментов вещей, выполненных в этой технике из Англии (Коппергейт), Финляндии (Кокомаки), Германии (Маммен), Норвегии (Осло), России (Новгород) датируются X-XI вв. Способов вязания иглой насчитывается около тридцати видов. При раскопках найдены лишь небольшие вещи, выполненные в этой технике (рукавицы, носки, головные повязки). Ученые объясняют это тем, что вязание иглой - процесс довольно медленный, большие изделия выглядят не так выигрышно, как тканые, а рабочая нить бралась короткая и приходилось делать много соединений, что уменьшало прочность полотна. Традиция вязания иглой сохранилась в местностях с суровым климатом и по сей день.



XIII в. н.э. В захоронениях аббатства Санта-Марии-ла-Реаль-де-Лас-Хюлгас (королевский монастырь, недалеко от Бургоса, Испания) найдены перчатки и пара вязаных наволочек для подушек из шелковых нитей. Каждая подушка покрыта различными, очень сложными двухцветными узорами, а плотность вязаного полотна составляет 20 лицевых петель на 2,5 см. В этом узоре доминируют арабские мотивы, что неудивительно для Испании, находящейся под влиянием Мавритании. Возможно, эти подушки были связаны монахинями, которым пришлось приложить немало усилий, чтобы вывязать эти прекрасные сложные узоры. Многие из сохранившихся средневековых вязаных артефактов имеют отношение к церкви: искуссно связанные мешочки для реликвий из Швейцарии и литургические перчатки, найденные по всей Европе. Как и в случае с подушками, мы может только удивляться их долговечности и изумительному качеству и только догадываться о том, кто их создал. Помимо большого количества сохранившихся церковных находок, к данному периоду относится первая вязаная войлочная шапка (из сваленной шерсти), Ковентри, Англия. Вариант этой шапки продолжали вязать и в XIX в для солдат, воевавших в Крымской войне. Несколько экземпляров этих изделий хранятся в британских музеях и напоминают головные уборы с некоторых портретов Гольбейна. Первые вязальщики шапок имели правительственную лицензию на производство, а цены на товар контролировались для предотвращения спекуляций. Конечно, эти шапочники были не домашними вязальщиками, а нанятыми работниками на полный рабочий день. Изготовление вязальных спиц было чрезвычайно трудным, поэтому спиц было еще очень немного и они были на вес золота.Образец вязаных перчаток найден в гробнице инфанта Кастилии и Леона – Фердинанда (Фернандо) де ла Серда, умершего в 1211 г. Перчатки инфанта были связаны из тонкого шелка и украшены гербовыми знаками двух королевских домов, сделанными из бисера. 
XIV в. На нескольких запрестольных образах данного периода изображена Дева Мария, вяжущая по кругу одежду для Младенца Христа, обычно рубашку. Например, полотно Томмазо де Модена (ок. 1325-1375гг.) и "Посещение Ангела" 1400-1410 Мастера Бертрама Миндена.
XV - XVI вв. - Для данного периода характерно то, что вязаные изделия стоили очень дорого, и позволить их себе могли только очень состоятельные люди. Постепенно вязание превращается сначала в кустарное домашнее ремесло, а затем в доходную отрасль: вяжут чулки, носки, перчатки, капюшоны, кофты, шляпки.

XVI в. Первые изнаночные петли появились в середине 16 века, в красных шелковых чулках, в которых хоронили Элеонору де Толедо, жену Козимо Медичи, они же являются первоисточником кружева. Английская королева Елизавета I заказывала себе чулки из шелка - мягкой, тонкой и более декоративной пряжи, чем грубая шерсть. Чулки, принадлежавшие ей, до сих пор сохранились, что доказывает высочайшее качество изделий, которые были созданы специально для королевы. В эту эпоху вязание имело огромное значение для многих британцев, которые занимались изготовлением шерстяных чулок и экспортом их за границу. Школы вязания создавались, чтобы обеспечить работой и деньгами бедные слои населения. Так же мода того времени, когда мужчины носили короткие штаны, требовала ношения чулок. Чулки, связанные в Англии, отправлялись в испанию, Нидерланды и Германию.

В тот же период мастера Испании достигли большого успеха в вязании шелковых чулок. Получив в подарок одну пару, английский король Генрих VIII был просто счастлив! В то время, как шведский король Эрик IV выложил за пару шелковых чулок сумму, равную годовому жалованью королевского сапожника! В Дрездене, Восточная Германия, сохранились искуссно связанные короткие панталоны середины XVI в., украшенные ажурными узорами и узорами из лицевых и изнаночных петель. Разрезы были связаны так, чтобы было видно нижнее белье, а гульфик был преувеличено украшен рядами платочного вязания, чередующимися с полосами узора "мох".

XV - XVI вв. - Для данного периода характерно то, что вязаные изделия стоили очень дорого, и позволить их себе могли только очень состоятельные люди. Постепенно вязание превращается сначала в кустарное домашнее ремесло, а затем в доходную отрасль: вяжут чулки, носки, перчатки, капюшоны, кофты, шляпки.

XVI в. Первые изнаночные петли появились в середине 16 века, в красных шелковых чулках, в которых хоронили Элеонору де Толедо, жену Козимо Медичи, они же являются первоисточником кружева. Английская королева Елизавета I заказывала себе чулки из шелка - мягкой, тонкой и более декоративной пряжи, чем грубая шерсть. Чулки, принадлежавшие ей, до сих пор сохранились, что доказывает высочайшее качество изделий, которые были созданы специально для королевы. В эту эпоху вязание имело огромное значение для многих британцев, которые занимались изготовлением шерстяных чулок и экспортом их за границу. Школы вязания создавались, чтобы обеспечить работой и деньгами бедные слои населения. Так же мода того времени, когда мужчины носили короткие штаны, требовала ношения чулок. Чулки, связанные в Англии, отправлялись в испанию, Нидерланды и Германию.

В тот же период мастера Испании достигли большого успеха в вязании шелковых чулок. Получив в подарок одну пару, английский король Генрих VIII был просто счастлив! В то время, как шведский король Эрик IV выложил за пару шелковых чулок сумму, равную годовому жалованью королевского сапожника! В Дрездене, Восточная Германия, сохранились искуссно связанные короткие панталоны середины XVI в., украшенные ажурными узорами и узорами из лицевых и изнаночных петель. Разрезы были связаны так, чтобы было видно нижнее белье, а гульфик был преувеличено украшен рядами платочного вязания, чередующимися с полосами узора "мох".

Организовываются вязальные цеха. Именно в это время появляется и быстро приобретает популярность знаменитый шотландский головной убор - вязаный берет. Изделия, как правило, выполняются из однотонной пряжи, создаются узоры из изнаночных петель по лицевому полотну. А ведь арабы еще пару тысяч лет назад владели техникой многоцветных сложных узоров!

Вязанием в Европе занимались исключительно мужчины.

В 1589 году гальвертонский помощник приходского священника из Вулбриджа Уильям Ли изобрел первую вязальную машину. Английской королеве изобретение не понравилось - чулки мастера показались ей значительно грубее шелковых (по другим источникам, королева не хотела лишать заработка мастеров, зарабатывающих на жизнь ручным вязанием чулок). Она отказала священнику в патенте и посоветовала зарабатывать деньги честным трудом. Ли перебрался во Францию и в г. Руане открыл первую трикотажную мастерскую. 
XVII в. В Швеции в Северном музее Гетеборга хранятся два ценнейших экспоната того времени - вязаные кофты.

С развитием технологии обработки металлов в начале века постепенно стало возможно массовое производство однотипных вязальных спиц. Это привело к большому увеличению видов вязания и развитию гильдий мастеров вязания, некоторые из которых просуществовали вплоть до XVIII в. Членами гильдии были исключительно мужчины, и распространились они по всей континентальной Европе. В британские вязальные гильдии входили именно вязальщики шапок. Мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. В 1612 году Пражские чулочники заявили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины!

Процесс обучения в гильдии был долгим и трудным. Чтобы стать мастером, нужно было учиться мастерству 6 лет: 3 года в качестве ученика и 3 года в качестве подмастерья. После обучения, стремящиеся стать мастерами, должны были изготовить шапку из свалянной шерсти, пару чулок или перчаток, украшенных вышивкой, рубашку или жилет и вязаный ковер примерно 1,83x1,5 м, с изображенными цветами, лиственными орнаментами и животными - и все это за 13 недель.

Эти ковры не стелили на пол, но использовали в качестве скатертей или настенных гобеленов, и некоторые из таких шедевров вязания сохранились и по сей день. С неповторимыми цветочными мотивами на заднем плане и медальонами в центре, в подражание узорам тканых ковров, - это воистину сложнейшая техника. Степень их сложности позволяет предположить, что они были связаны не на спицах, а на рамах для вязания.

Есть сведения, что в день казни английского короля Карла I в XVII в. на нем была тонкая шелковая вязаная блуза, которая сегодня хранится в Лондонском музее. Эта блуза была связана причудливым дамасским узором из изнаночных петель. Другие предметы одежды приблизительно той же эпохи были связаны двухцветными узорами с добавлением металлизированных нитей, имитирующими жаккардовую ткань. Подобные вязаные узоры проектировались на прямоугольных панелях, из которых впоследствии собирались кардиганы с секциями прямой чулочной вязки.

В Шотландии целые семьи участвовали в изготовлении свитеров, чулок, носков и других аксессуаров. Шотландцами была разработана специальная техника многоцветных красочных узоров. Свитера из шерсти, пропитанные специальными маслами, были особенно необходимы большому количеству здешних моряков, чтобы защитить их от неблагоприятных условий работы. Шотландское вязание дало основу для таких техник вязания, как косы и араны, придуманных в начале XX в. в Ирландии.
XVIII в. К данному периоду относится весьма экстраординарный экземпляр вязаной одежды, хранящийся в лондонском музее Виктории и Альберта - голландская юбка из белой шерсти, выполненная дамасским вязанием. Юбка, окружностью в 3,2 м и длиной в 0,8 м, полностью покрыта орнаментами из животных и птиц. Коровы, носороги, крокодилы, гуси, петухи, собаки, кабан - это только немногие их них. И связана исключительно чередованием лицевых и изнаночных петель. Как и в случае с коврами-шедеврами, предполагается, что эта юбка была связана на раме. Впрочем, неважно, каким именно способом она была связана. Это - рукотворное чудо с плотностью 22 петли на 2,5 см и приблизительно 2,75 петли в каждом круговом ряду, без единого повторяющегося мотива.

В конце века изобрели круговую трикотажную машину, вывязывающую полотно в виде трубы. Дешёвые чулки, производимые на таких машинах, быстро вытеснили из массововй продажи дорогие изделия ручной работы. Однако чем больше рынок заполняли изделия машинного производства, тем более ценилась ручная работа. Особо выделялись вещи, выполненные крючком, поскольку оригинальные техники сплетения нитей совершенно неподвластны машинному производству. Вязаные шедевры мастеров признаются предметами искусства и попадают в музеи.

Совершенно уникальным является ручное узорчатое вязание в знаменитом промысле оренбургских пуховых платков (плотные, пушистые из серого пуха, и тонкие ажурны - из белого). Такой платок размером 2х2 м весит всего 70 г.
XVIII - XIX вв. В течение этого периода более грубые, но более практичные вязаные вещи производились в сельской местности. Когда техника вязания упростилась, это позволило сельским жителям вязать изделия, главным образом чулки, которые можно было продавать. Это ремесло было отнюдь не чисто женским, участвовала вся семья - мужчины, женщины и дети. За одну неделю каждый должен был произвести хотя бы одну пару чулок, занимаясь вязанием в любую свободную минуту. Зимой, когда сельскохозяйственных работ было меньше, производство вязаных изделий увеличивалось, т. к. семьи вязали по вечерам при свете очага. Чтобы легче было отыскать клубок, закатившийся в темные углы, вязальщики наматывали нити на детские погремушки. Некоторые из таких приспособлений XIXв. сохранились по сей день. Несмотря на достигнутые вязальщиками мастерство и скорость выполнения, вязание оставалось большей частью дополнительным ремеслом, т. к. доходов от производства не хватало на жизнь. Такие писатели, как Самюэль Джонсон, Даниэль Дефо, Джозеф Аддисон и Адам Смит, упоминают о вязании как о ремесле низших классов. Более того, у Джейн Остен вязали только бедные женщины, а знатные дамы занимались другими видами декоративного рукоделия.
XVIII - XIX вв. В течение этого периода более грубые, но более практичные вязаные вещи производились в сельской местности. Когда техника вязания упростилась, это позволило сельским жителям вязать изделия, главным образом чулки, которые можно было продавать. Это ремесло было отнюдь не чисто женским, участвовала вся семья - мужчины, женщины и дети. За одну неделю каждый должен был произвести хотя бы одну пару чулок, занимаясь вязанием в любую свободную минуту. Зимой, когда сельскохозяйственных работ было меньше, производство вязаных изделий увеличивалось, т. к. семьи вязали по вечерам при свете очага. Чтобы легче было отыскать клубок, закатившийся в темные углы, вязальщики наматывали нити на детские погремушки. Некоторые из таких приспособлений XIXв. сохранились по сей день. Несмотря на достигнутые вязальщиками мастерство и скорость выполнения, вязание оставалось большей частью дополнительным ремеслом, т. к. доходов от производства не хватало на жизнь. Такие писатели, как Самюэль Джонсон, Даниэль Дефо, Джозеф Аддисон и Адам Смит, упоминают о вязании как о ремесле низших классов. Более того, у Джейн Остен вязали только бедные женщины, а знатные дамы занимались другими видами декоративного рукоделия.
XIX в. В период колонизации англичане и другие европейские нации, распространили вязание по всему земному шару. Первые американские поселенцы основали школы, где мальчики и девочки обучались вязанию, изготавливая столь необходимые носки и рукавицы, у детей не оставалось времени на шалости. Ко времени американской Гражданской войны этот промысел был так хорошо развит, что женщины среднего класса обеих сторон направили все усилия на снабжение войск вязаными изделиями. Возможно, впервые вязание было связано с патриотизмом - женщины одевали простых солдат, а не только членов своих семей. На Юге вязание экономичным способом заменило одежду, поскольку война закрыла гавани для импорта одежды из ткани.

Англичане также распространили вязание в Индии, где некоторые районы стали знаменитыми благодаря своим чулкам из хлопка. Миссионеры пристрастили к этому ремеслу Китай и Японию, которые в наше время являются центрами вязального искусства, несмотря на отсутствие местных традиций вязания.

В конце XVIII- начале XIXв. качество пряжи улучшается и объемы ее производства возрастают. Впервые становится доступной высококачественная хлопковая пряжа, а из шерсти мериносовых овец производятся новые мягкие шерстяные пряжи. С появлением вязальных машин ручное вязание перестает быть ремеслом сельских бедняков.

В 1824 году в Голландии впервые начали записывать узоры и рисунки и издавать их в журнале "Penelope". К концу XIX века закончилась унификация знаков и символов, и были выработаны две системы обозначений: британская и американская. В России, Америке, Африке и Азии для записывания условными знаками узоров использовали одну систему, а в Австралии, Великобритании и некоторых странах Британского содружества - другую.Достижения в печатном деле и появление книг с узорами для вязания способствовали распространению вязания среди среднего класса в свободное от работы время. Невероятное количество вязаных изделий, созданных трудолюбивыми леди XIX столетия, до сих пор поражает воображение - от митенок (перчатки без пальцев) до перочисток, от расшитых бисером сумочек, где каждая бусинка расположена в точном порядке и тщательно ввязана в полотно одна к одной, до кружевных шалей, таких воздушных, что их можно пропустить сквозь обручальное кольцо. На проходившей в Англии в 1851 г. Всемирной выставке было представлено несколько экземпляров того периода, в том числе связанное из белых швейных хлопчатобумажных ниток кружевное платье, которое, как предполагают, насчитывает 1 464 859 петель.

Также в XIXв. вязание использовалось для украшения этнической одежды, обычно имитируя дорогие и редкие ткани. Богатые крестьяне Старого и Нового Света развивали собственные традиции вязания. Наиболее известные виды традиционного вязания (большей частью с Британских островов), такие как жаккардовое вязание, аранское вязание, шетлендское кружево и скандинавские узоры, появились не ранее XIXв. Глядя на этническое вязание, мы можем видеть ту страсть и мастерство, с которым вязальщики использовали все возможности ремесла. Жены шведских фермеров производили причудливые короткие кардиганы с переплетением нитей двух цветов, а австрийские женщины вязали своим мужчинам куртки со сложными узорами из лицевых и изнаночных петель. Литовцы преуспели в вязании сложных многоцветных рукавиц, которыми обменивались как свадебными символами. Индейцы Южной Америки из Анд приспособили вязание к своим национальным традициям, создавая шапки и гетры, имитирующие их традиционные тканые одежды. Жители Аранских островов производили свои первые свитера с крупным рельефным узором, а жители Шетлендских островов - свои первые кружевные шали. В Индии переквалифицированные кашмирские ткачи использовали свой традиционный узор «огурцы» при создании сложных вязаных шапок. Из произведений Льва Толстого мы узнаем о вязании русской прислуги: самая примечательная - Анна Макаровна, няня из романа «Война и мир», которая вязала два чулка одновременно, один внутри другого. Вязание распространяется повсюду, мужчины и женщины используют его в своих местных нарядах, создавая изделия и дизайны, наиболее удовлетворяющие их требованиям.
В течение XIXв. многие бедняки использовали вязание для улучшения своего финансового положения. Английские реформаторы неоднократно предлагали научить уличных мальчишек вязать носки, чтобы удержать их от тюрьмы. Эта традиция продолжается и в XXв. - филантропы сделали из вязания отрасль производства для простого люда. Представители аристократии поддерживали шотландских вязальщиков с далекого севера, способствуя развитию их ремесла и распространению его среди неработающих слоев. В Новом Свете жена шотландского миссионера наладила индустрию ручного вязания индейцев племени Ковичан, которые производили толстые свитера жаккардовых узоров. Так же защитники окружающей среды нашли путь сохранения мускусных быков Аляски и снабжения деньгами местного населения. Они открыли кооператив ручного вязания «Оомингмак» для производства изделий из шерсти мускусного быка. В наше время сестры из Мэринолла управляют вязальным кооперативом в Коча-бамбе, Боливия, с помощью которого надеются помочь индейцам Анд продавать предметы их вязального искусства.

Одним из знаменитых примеров слияния общественной идеи и вязаного искусства является шведское предприятие «Бохус Стикнин». Оно было основано супругой губернатора провинции Бохуслен, Эммой Якобссон, в целях обеспечения работой жен каменотесов и фермеров. «Бохус Стикнин» производило связанную вручную одежду, потрясающую по красоте и отделке. Шведское правительство обычно дарило шедевры вязаного искусства почетным гостям; один из даров получил и Никита Хрущев во время своего государственного визита в Швецию в 1950-е гг. С наступлением послевоенного процветания и после выхода на пенсию г-жи Якобссон бизнес постепенно исчезал, и в 1969 г. предприятие «Бохус Стикнин» в конце концов закрылось.

В городе Арзамасе Нижегородской губернии с конца XIX в. и до начала XX в. было распространено вязание сапожек, украшенных цветочными мотивами.



XX в. стал свидетелем возникновения небывалого разнообразия готовых вязаных изделий и дизайнов..

Комментариев нет:

Отправить комментарий